Получить код ссылки
Внешний вид
Пример
РаботаНавигация

Расчет параметров полета с использованием радиотехнических средств

Краткое пособие для курсантов авиационных учебных центров

Общие понятия

Заданным магнитным путевым углом - (далее - ЗМПУ)называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и заданным направлением пути воздушного судна. Измеряется от 0 до 360°.
Курсовым углом радиостанции - (далее - КУР) называется угол, заключенный между продольной осью самолета и действительным направлением на радиостанцию. КУР отсчитывается от продольной оси самолета по ходу часовой стрелки до направления на радиостанцию от 0 до 360°.
Магнитным пеленгом радиостанции (далее - МПР) называется угол между меридианом начала отсчета магнитного курса и направлением от самолета на радиостанцию. МПР отсчитывается от северного направления магнитного меридиана по ходу часовой стрелки до направления на радиостанцию от 0 до 360°.
Пеленг радиостанции рассчитываются по формуле:
МПР =МК + КУР
Магнитным пеленгом самолета - (далее - МПС) называется угол между магнитным меридианом радиостанции и направлением от радиостанции на самолет. ПС отсчитывается от северного направления меридиана по ходу часовой стрелки до направления на самолет от 0 до 360°.
Пеленг самолета рассчитываются по формуле:
МПС = МК + КУР ± 180°
Магнитным курсом самолета - (далее - МК) называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и продольной осью воздушного судна. Измеряется от 0 до 360°.
Полет на радиопеленгатор, как правило, применяют при выводе самолета на аэродром посадки, если отказали радиокомпас или приводная радиостанция аэродрома посадки.

Основные радионавигационные элементы

Активный полет от радиостанции

Полет самолета от радиостанции - это полет по линии заданного пути ЛЗП с учетом угла сноса УС. Следовательно, этот способ предусматривает подбор или расчет курса следования КС.
Порядок работы экипажа:

  1. Выйти на радиостанцию с курсом равным ЗМПУ или с курсом, рассчитанным по ветру, т.е. с магнитным курсом расчетным (МК)
    Через 5... 15 мин полета снять показания магнитного пеленга самолета МПС. Показания МПС снимаются по шкале СУШ против тупого конца стрелки. Или снять КУР и рассчитать МПС по формуле:
    МПС = КУР + МК ± 180°.
  2. Определить боковое уклонение воздушного судна (далее - ВС) по формуле:
    БУ = МПС - ЗМПУ.
    Если значение БУ не превышает 2°, то ВС находится на ЛЗП, если больше, то уклонилось от ЛЗП. БУ имеет знак “+” и При плюсовом значении БУ - ВС уклонилось от ЛЗП вправо и наоборот.
  3. Исправление пути ВС осуществляется в случае, когда экипаж уверен в уклонении ВС от ЛЗП. Исправление пути может быть выполнено двумя способами:
    • выходом ВС на ЛЗП. Этот способ применяется, когда отклонения ВС от ЛЗП значительные;
    • выходом на ППМ или КПМ. Способ применяется, когда отклонения от ЛЗП незначительные.

Исправление пути выходом на линию заданного пути (ЛЗП)

Исправление пути выходом на ЛЗП


Порядок работы экипажа:

  1. Выйти на радиостанцию с магнитным курсом равным ЗМПУ или магнитным курсом расчетным (МК). Включить секундомер.
  2. Через 5... 15 мин полета установить на СУШ рукояткой “КУРС” значение курса и против тупого конца стрелки снять показание МПС. Или снять на СУШ показания КУР и рассчитать магнитный пеленг самолета по формуле:
    МПС = МК + КУР ± 180°
  3. Рассчитать боковое уклонение, угол сноса фактический и принять решение об исправлении пути.
    БУ = МП - ЗМПУ;
    УСф = УСр + БУ.
  4. Рассчитать магнитный курс выхода на ЛЗП по формуле:
    МКвых = ЗМПУ ± УВ,
    где:
    УВ - угол выхода, равный 20...90°, знак «+» - при левом уклонении; знак «-» при правом уклонении.
  5. Развернуть ВС на МКвых и следовать на ЛЗП.
    Контроль выхода ВС на ЛЗП осуществлять по КУРвых, который равен:
    КУРвых = 180° ± УВ, знак «+» - при правом уклонении; знак «-» при левомуклонении.
  6. После выхода на ЛЗП, установить ВС на магнитный курс сле¬дования (МКсл), который равен:
    МКсл = ЗМПУ - (±УСф).

При расчете с помощью калькулятора, вводим значение ЗМПУ, МК, КУР и УВ. Получаем значение МКвых, КУРвых, МКсл. Остальные значения для сведения.

Исправление пути выходом на поворотный пункт маршрута (ППМ)

Исправление пути выходом на ППМ


Порядок работы экипажа
1.Пройти радиостанцию с МК = ЗМПУ или с МК расчетным. Включить секундомер.
2.Через 5... 15 мин полета установить рукояткой “КУРС” на СУШ значение МК, и против тупого конца стрелки снять показания МПС или рассчитать по формуле: МПС = МК + КУР ± 180°.
3.Определить уклонение ВС по величине БУ и принять решение об исправлении пути: БУ = МПС - ЗМПУ.

  1. Рассчитать дополнительную поправку в курс (ДП)
    ДП = Sпр/SостБУ или ДП = tпр/tостБУ,
    где Sпр – расстояние, пройденное от радиостанции до текущего места самолета (места с которого начнется исправление пути);
    Sост – расстояние, оставшееся до поворотного пункта маршрута.
    В некоторых случаях удобнее не высчитывать расстояние, а использовать значение времени, в частности
    tпр – время, прошедшее с момента пролета радиостанции);
    tост – примерное расчетное время, оставшееся до пролета следующего поворотного пункта маршрута.
    5.Исправить путь ВС выходом на ППМ путем ввода по¬правки в курс: МКсл = МК - (±(БУ+ДП)).

При расчете с помощью калькулятора, вводим значение ЗМПУ, МК, КУР, УВ, Sпр, Sост. Получаем значение МКсл. Остальные значения для сведения или для контроля.

Полет на радиостанцию

Порядок работы экипажа
1.Выйти на ЛЗП с МКР или МК = ЗМПУ. Включить секундомер.

  1. Через 5... 15 мин полета установить рукояткой “КУРС” на СУШ значение МК и против острого конца стрелки снять значение МПР.
  2. Сравнением МПР с ЗМПУ осуществить контроль пути:
    если ЗМПУ = МПР, то ВС находится на ЛЗП;
    если ЗМПУ > МПР, то ВС уклонилось вправо;
    если ЗМПУ < МПР, то ВС уклонилось влево.

    Исправление пути выходом на линию заданного пути (ЛЗП)

    Исправление пути по направлению выходом на ЛЗП выполняется в случае, когда ВС значительно уклонилось от ЛЗП, и при необходимости строго выполнять полет по ЛЗП

    Исправление пути выходом на ЛЗП


    Порядок работы экипажа
    1.Выйти на ЛЗП с МКр или МК = ЗМПУ. Включить секундомер
    2.Через 5... 15 мин полета установить рукояткой “КУРС” на СУШ, снять показания МПР против острого конца стрелки (или снять значение КУР, затем рассчитать МПР= МК +КУР) и определить:
    ДП = ЗМПУ-МПР;
    БУ = Sпр/Sост *ДП;
    УСф = УСр + БУ.
    По знаку ДП определить величину и сторону уклонения ВС от ЛЗП
    ЗМПУ > МПР - знак ДП “+” уклонить вправо;
    ЗМПУ < МПР - знак ДП уклонить влево.
    3.Рассчитать магнитный курс выхода на ЛЗП и КУР выхода на ЛЗП.
    МКвых = ЗМПУ±УВ,
    где УВ - угол, выбирается в диапазоне 20...90°, исходя из величины уклонения ВС от ЛЗП.
    КУРвых = 360 ± УВ,
    где:
    знак «+» - при левом уклонении ВС от ЛЗП; знак «-» - при правом уклонении ВС от ЛЗП.
    4.После выхода на ЛЗП установить ВС на МКсл и осуществить контроль пути по КУРсл.
    МКсл = ЗМПУ-(±УСф)
    КУРсл = 360° + (±УСФ)

При расчете с помощью калькулятора, вводим значение ЗМПУ, МК, КУР, УВ, Sпр, Sост. Получаем значение МКвых, КУРвых, МКсл. Остальные значения для сведения или для контроля.

Исправление пути выходом на поворотный пункт маршрута (ППМ)

Исправление пути выходом на ЛЗП

Порядок работы экипажа
1.Выйти на ЛЗП с МКр или с МК = ЗМПУ. Включить секундомер.
2.Через 5... 15 мин полета установить рукояткой “КУРС” на СУШ значение МК и против острого конца стрелки снять показания МПР. Определить ДП, БУ, УСф, сторону и величину отклонения ВС от ЛЗП:
ДП = ЗМПУ-МПР;
БУ = Sпр/Sосе *ДП;
УСф = УСр + БУ.
3.Рассчитать поправку в курс (ПК) и определить магнитный курс следования на ППМ:
ПК = БУ + ДП;
МКсл = МКр - (±ПК).
4.Развернуть ВС на МКсл и следовать этим курсом на ППМ. Контроль полета по направлению в этом случае осуществляется по КУР, рассчитанному по формуле:
КУР = 360° + (±УСф).

При расчете с помощью калькулятора, вводим значение ЗМПУ, МК, МПР, Sпр, Sост. Получаем значение МКсл. Остальные значения для сведения или для контроля.

Расчет полета на радионавигационную точкуCreative Commons Attribution/Share-Alike License 3.0 (Unported)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Другие программы, связанные с навигацией:

Бортовой журнал лётчика-наблюдателя с автоматическим предварительным расчётом (в формате Excel)

Темы: Навигация

Комментарии

 Все обсуждения
Защита от спама